IV. Преемственность ресурсов взаимодействия
Обмен учебными материалами


IV. Преемственность ресурсов взаимодействия



1 Уорт Айрин (р. 1916) - американская киноактриса. - Прим. ред.

- Количество имеющихся доказательств этой непрерывности не так важно, коль скоро у нас есть немногие свидетельства, ибо эти немногие, если они обоснованны, дают все, что нам нужно. Так, в некоторых родах искусства удостоверение подлинности произведения может включать вещи, не очень связанные с тем, о чем обычно думают как о заслуживающем награды в


-


370________________________________________ Ирвинг Гофман

пой реквизита, который помог оформить современное поме­щение под сценку из викторианской эпохи, и ухода аудитории все еще остается скучная обязанность возвратить взятые взай­мы предметы добрым соседям, одолжившим их.

Факту непрерывности ресурсов взаимодействия может быть придан научный лоск ссылкой на основные законы фи­зики о сохранении вещества: эти принципы применимы к раз­ным сферам и разным процессам. Соответствующий вывод относительно социальной сферы таков, что все мы живем в мире, который предположительно непрерывно оставляет некие последствия. Раз событие происходит, мы предполагаем, что от него останется постоянный след и что при достаточном изучении и пытливости можно обнаружить какие-то данные об этом событии. Остаток - это не свидетельство того, что чего-то недостает, а прежде всего основание для поиска. Когда есть основание, как при проверке претендующего на историч­ность документа, тогда поиск восстанавливающих прошлое данных может стать весьма впечатляющим». И возникает ос­новательная дезориентация в окружающем мире, когда инди-



сфере искусства. Нельсон Гудмен* предоставляет на этот случай полезный комментарий: «Для признания оригиналом отпечаток гравюры должен быть получен с определенного клише, но не обязательно исполнен самим художни­ком. Более того, в случае гравюры на дереве художник иногда только набра­сывает рисунок на деревянной форме, доверяя исполнение резьбы кому-ни­будь еще. По рисованным доскам Ганса Гольбейна**, например, ксилографи­ческие клише обычно резал Лугцельбергер. Установление подлинности автор­ства в искусстве всегда зависит от наличия необходимых сведений об исто­рии, порой весьма запутанной, создания данного произведения, но эта история не всегда завершается подтверждением авторства того художника, который считался подлинным в ее начале». См.: Goodman N. Languages of art. Indianapolis: Bobbs-MerriU Co. P. 119.

В искусстве скульптуры нарушение непрерывности авторства, связанное с изготовлением копий, достаточно очевидно, например, в случае surmou-lage - неавторизованного оттиска с оригинального экземпляра. Но если дюжина оттисков с первоначальной формы признана авторской самим ваятелем, все они считаются подлинными. Тринадцатая копия, сделанная без авторского удостоверения художника, хотя бы и в мастерской, где хранится форма-оригинал, будет подделкой, но доказательство этого факта должно опираться на историю принятия решений, а не анализ достоинств произведения искусства.

* Гудмен Нельсон (1906-1998) - американский философ, представитель аналитической философии. - Прим. ред.

** Гольбейн Ганс Младший (1497/98-1543) - голландский живописец и график. - Прим. ред.

1 Полезным обобщающим источником об исторических разысканиях в дан­ной области является монография Р. Уинкса. См.: Winks R.W. The Historian as detective. New York: Harper & Row, 1970.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная